Финансовые проблемы КП “Гортепловодэнергия” в Каменце могут привести к банкротству предприятия

IMG_6323-21.jpg

Финансовые проблемы КП “Гортепловодэнергия” в Каменце могут привести к банкротству предприятия 

Реализация данного проекта показывает и предупреждает, что надежда на удачное привлечение инвестиций и донорских денег может завершиться для каждого из органов местного самоуправления очень плачевно.

Отопительный сезон в Каменец-Подольском Хмельницкой области начался вовремя и без особых замечаний. К теплоснабжению были подключены все жилые дома, а также социальные объекты – школы, садики, больницы. С одной стороны мы можем наблюдать четкую и слаженную работу технических специалистов по бесперебойной подаче тепла в дома, а с другой, руководству городского коммунального предприятия “Гортепловодэнергия” довелось столкнуться с рядом острых финансовых проблем.

Все эти финансовые трудности сегодня тесно связаны с желанием коммунальщиков Каменец-Подольского полностью обновить морально и технически устаревшую ТЭЦ и дырявые теплосети. Поскольку в городском бюджете долгие годы на все эти дела средств не нашлось, в 2014 году на сессии горсовета депутатами было принято решение сделать это за счет привлечения займа Всемирного банка. Идея сама по себе оказалась удачной, ведь практически все задуманное за минувшие пять лет было выполнено по пунктам: поставлено технологическое оборудование и построена новая тепловая электростанция, переложены многокилометровые сети теплоснабжения состоящие из старых ржавых труб на современные предварительно изолированные, построена когенерационная станция с комбинированным производством тепловой и электрической энергии  и введены в строй десятки индивидуальных тепловых пунктов.

Но, несмотря на технические успехи незаметно подошел к концу льготный период займа и предприятию были сразу выставлены миллионные счета на оплату долга.

Заместитель генерального директора по экономическим и правовым вопросам КП «Гортепловодэнергия» Светлана Лэнь в интервью информационно-аналитическому порталу «Город-инфраструктура» рассказала, что половину льготного периода – почти два с половиной года была потрачена государственными чиновниками в министерствах и ведомствах на различного рода бюрократические проволочки и согласования.

«Постоянно менялись сами чиновники в министерствах, менялись названия самих министерств. Каждый раз ради смены одной единственной подписи или фамилии в списке на переоформление документов уходили недели, а то и месяцы согласований. Да, это была наша идея построить новую самую современную котельную, которая могла бы работать как на газе, так и на твердом топливе. Наша старая ТЭЦ, которая была построена еще в 1960 году уже давно морально и технически устарела,  а при транспортировке в дома мы имели громадные тепловые потери. В тоже время, наши желания удачно совпали с новой стратегией развития отрасли, определенной  Энергетической стратегией Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэфективность, конкурентноспособность», согласно которой Украина, в т.ч. и предприятия теплоснабжения должны сократить на 30% потребление газа. Учитывая, что за каждый сэкономленный кубометр газа в 2014 году правительство пообещало предоставлять предприятиям денежную компенсацию, нами было принято решение о переводе части котельных в Каменец-Подольском на альтернативные виды топлива», – уточнила она.

До окончания льготного периода КП «Гортепловодэнергия» справлялось с выплатами Мировому банку исключительно за счет оборотных средств предприятия, не питая надежд на обещанную помощь от государства . Светлана Лэнь уверена, что коммунальщики выполнили все свои обязательства перед различными сторонами по договору. Необходимость до официального запуска новой ТЭС начинать выплачивать громадные миллионные суммы по кредитам возникла не по их вине.

«Город дал согласие своего участия в этом энергосберегающем проекте. С консультантами Всемирного банка и нашими техническими специалистами был разработан план модернизации теплоснабжения Каменец-Подольского, и этот план был утвержден отдельным решением на сессии городского Совета. Основными компонентами, которые должны были быть реализованы за счет средств займа Всемирного банка было строительство новой теплоэлектростанции более мобильной, современной и энергоэффективной, модернизация тепловых сетей и установка индивидуальных тепловых пунктов в домах. Это позволило бы улучшить качество услуг, предоставляемых населению и бюджетным учреждениям. Для обслуживания новой Каменец-Подольской ТЭС были также закуплена спецтехника и лесовозы», – подчеркнула заместитель генерального директора по экономическим и правовым вопросам КП “Тепловодэнергия”.

READ  Украинские города вошли в эпоху массовых аварий систем теплоснабжения

Светлана Лэнь также обратила внимание, что после технических консультаций со специалистами часть станции, два котла суммарной мощностью в 24 МВт после технических консультаций и расчетов специалисты решили оставить вырабатывать тепло на газе, а еще два котла мощностью в 10, 5 МВт в рамках государственной программы по созданию энергонезависимой Украины были переведены на альтернативные виды топлива.

«Наше коммунальное предприятие участвовало в проекте, который реализовывался под государственные гарантии за счет займа Всемирного банка. В тот момент у нас остро стоял вопрос, как поступить со старой ТЭЦ, которая была построена еще в 1960 году и все ее основное оборудование уже выработало свой ресурс. Как нам поступить, вкладывать средства Всемирного банка в ее реконструкцию либо сосредоточиться на создании принципиально новой современной технологической тепловой электростанции, которая могла бы вырабатывать не только тепло, но и электроэнергию. Учитывая громадные потери при транспортировке тепла, а также тот фактор, что только на запуск старой ТЭЦ потребовалось бы около 60 тыс. м3 газа, нашим техническим советом было принято решение провести консервацию старой ТЭЦ и сосредоточиться на строительстве более современной станции», – сказала Светлана Лэнь.

Следует отметить, что для быстрой окупаемости новой тепловой электростанции было принято решение поставить систему ОRС (органический цикл Ренкина) со строительством трех когенерационных установок для комбинированного производства тепловой и электрической энергии, предназначенной для собственных нужд станции. В Украине ранее подобных уникальных модулей никогда не использовали. Станция в Каменце является третьей по счету в Европе и пятой в мире. Особо подчеркну, что над монтажом и наладкой оборудования ТЭС трудились тепловики из нескольких европейских стран. Новая ТЭС, которая пока запущена в работу в режиме отладки и тестирования сегодня добротно обеспечивает две сотни жилых домов, городские детские сады, школы теплом и горячей водой.

Заместитель генерального директора по экономическим и правовым вопросам КП «Тепловодэнергия» Светлана Лэнь уточнила, что если весь кредит взятый в международном банке составляет 15,8 млн. долларов, то сама станция обошлась в 11,2 миллионов долларов.

«Соглашение между Украиной и Всемирным банком было подписано 26 мая 2014 года. Данный проект на сегодня нами полностью выполнен, но за период его внедрения с 2014 по 2020 год было много факторов которые оказывали влияние на ход его реализации. Не по вине предприятия отмечались значительные задержки в реализации проекта. В чем его суть и выгода. Кредит должен быть предоставлен под низкие проценты, и с гарантированным льготным периодом – 5 лет. С 2014 по 2019 годы тело кредита не нужно было отдавать, выплачивать только проценты. За эти 5 лет предприятие должно было провести все закупки, осуществить строительство, ввести в эксплуатацию объекты, работать на этих объектах и сэкономить часть средств для того, чтобы в 2019 году начать отдавать тело кредита. В качестве субкредитора у нас выступает Министерству финансов», – отметила она.

Понимая, что льготный период скоро закончится, еще с 2018 года руководители КП «Тепловодэнергия» настойчиво обращались во все инстанции с просьбой отсрочить выплату тела кредита как минимум на два года. Подчеркну еще раз, что это то время, которое из-за бюрократических проволочек было потрачено не на строительство станции, а на хождение за подписями в министерствах. Если не решить вопрос с отсрочкой по выплатам тела кредита прямо сейчас, то в любой момент одна из кнопок управления станцией, которая находится во Франции может быть деактивирована и станция прекратит вырабатывать тепло. До сих пор ни в Минфине, который выступил в договоре поручителем от имени государства, ни в НКРЕКП, который должен был скорректировать новые тарифы для Каменец-Подольского, ни в Минрегионе, который был ответственным за внедрение проекта, понимания сложившейся ситуации не было найдено.

READ  Украинские города зимой могут остаться без тепла и горячей воды

Коллектив громадного коммунального хозяйства «Гортепловодэнергия» сегодня пока еще доверяет своему государству и выражает надежду, что чиновники не допустят банкротство и продажу с молотка своего родного предприятия.

Специалисты также уверены, что отдавать за бесценок в непонятно чьи руки новую высокотехнологическую ТЭС европейского класса вместе с новыми сетями и коммуникациями, установленными индивидуальными тепловыми пунктами в Каменце-Подольском по крайней мере было бы не только не логично но и странно.

С 2016 по 2020 годы государство не возмещало тепловым предприятиям разницу в тарифах что создало определенные проблемы в работе КП «Тепловодэнергия» связанные с модернизацией теплосети и ее капитальным ремонтом. Отсутствие какой-либо помощи и государственной поддержки при расчете с кредитами Мирового банка уже сегодня привело к вымыванию оборотных средств предприятия и наращиванию долгов.

Комментируя создавшуюся ситуацию с займом Всемирного банка (The World Bank) для КП «Тепловодоэнергия» в Каменец-Подольском член рабочей группы «Свобода, юстиция, права человека» платформы Ассамблея Украина-ЕС, украинский правозащитник Лилит Хачатрян заявила, что постулаты о необходимости достижения энергетической независимости в Украине наши чиновники как мантру повторяют на всех уровнях еще с 2014 года.

Но, каждый раз сталкиваясь с проблемами коммунальной теплоэнергетики накануне отопительного сезона городские головы и руководители предприятий ТКЕ прекрасно понимают, что для этого нужны капитальные вложения, которых в государственной казне нет. На деле, как правило, все сводится в лучшем случае к модернизации котельных и латании дыр в изношенных теплосетях, которые нам достались по наследству еще с советских времен.

«Данный проект в Каменец-Подольском был реализован с помощью международных средств при участии министерств и ведомств, но оказалось, что у нас проблемы не только с отсутствием финансов, но и со своевременным исполнением министерствами взятых на себя обязательств. Каждая идея, которая становится проектом, зачастую в Украине почему-то оказывается в кризисе. Возникает вопрос – это делается умышленно или в силу некомпетентности тех или иных чиновников. Чиновники могут игнорировать все обращения с просьбами о рассмотрении возникающих ситуаций, которые поступают от руководителей предприятий и мэров городов. На сегодня мы видим, как один из проектов Мирового банка, который был успешно реализован в Каменец-Подольском и должен был стать примером для всех остальных городов в Украине оказался на грани катастрофы. Все обращения в Кабинет Министров, Минфин, Минрегион, к регулятору и другие властные структуры за последние два года завершились пустой тратой времени и бюрократической перепиской. Судя по всему, чиновники не видят вопросы жизнеобеспечения людей приоритетными. Создается впечатление, что есть силы, которые заинтересованы в условиях децентрализации территориальных громад и районов специально тормозить процессы создания на местах островков энергетической безопасности, либо это всего лишь – некомпетентность органов власти. Для осознания серьезности и масштабов этой проблемы нужно понимать, что население Каменца численностью в 100 тысяч, а в укрупненных границах – 291 тысяча человек из-за безразличия ведомств, куда обращались коммунальные службы посреди зимы могут остаться в любой момент без отопления. Может случиться и другой сценарий – получение жителями Каменца квитанций с учетом штрафных санкций Мирового банка, которые будут заложены НКРЕКП либо на местах в новую ценовую политику.

Для меня понятно лишь одно, что в условиях реорганизации Минфина и Минрегиона на сегодня и так слабо работающие органы власти оказались в глубоком кризисе. Причина – дефицит компетентных специалистов у которых имеется совесть.

Данный проект показывает и предупреждает, что надежда на удачное привлечение инвестиций и донорских денег может завершиться для каждого местного самоуправления очень плачевно.

Возникает вопрос неужели Министерство финансов Украины совместно с Министерством развития общин и территорий для разрешения сложившейся ситуации не могут выполнить взятые на себя обязательства перед Мировым банком. Все что надо сделать, – дать возможность тепловикам самостоятельно рассчитаться с займами, увеличив льготный период на два года.

Нам сообщили, что Мировой банк готов сделать эту уступку, но в Минфине делают вид, что этого не слышат. Мы понимаем, что подобным поведением наши чиновники ставят под сомнение репутацию Украины перед международным сообществом. Мы также понимаем, что это может привести к банкротству коммунального предприятия, попытка отчуждения которого и судебные процессы затянутся на годы и не принесут пользу никому», – подчеркнула правозащитник.

Адреса:

03035, місто Київ, Солом’янська площа, 2, оф. 803
+38 (044) 248-80-05

+ 38 (044) 248-80-29

http://mautke.com.ua

utke@i.ua

Розташування





Слідкуйте за нашою діяльністю



All Rights Reserved. Powered by IT.WebKey.One and Make2Web